Особенности аквариумной фотосъемки

Ю.В.

Не уверен я, что в мыльницах это все можно в ручном режиме выбирать...Во асяком случае, в моей нет ручной установки диафрагмы и выдержки. "Бюджет" ;;-))) Кстати, старым добрым "зенитом" с "гелиосом" при ручном подборе всех этих параметров ой как здорово получается! Жаль, что сразу не видно результата :-) На следующий конкурс буду на пленку снимать.

#21

Novoselik

Но подобие ИСО на мыльницах есть. Не знаю как это называется: +/- света добавляет :)

#22

Болик

У меня настроек достаточно, но конечно не супер :-) вот про диафрагму сомневаюсь оч сильно

#23

Novoselik

Какой фотик у тебя?

Добавлено спустя 2 минуты 42 секунды:
Студентка писал(а):Тема хорошая...
У меня вот всегда получается желтый оттенок :-( Почему?
фотик какой?
Случаем не SONY DSC-HX1?

#24

Болик

Nikon COOLPIX S570

#25

Наталья

Novoselik писал(а):фотик какой?
Случаем не SONY DSC-HX1?
Ага, он самый... В основном фоткаю Sony Cyber-shot DSC-HX1... Есть еще мыльница Panasonic DMC-FS5 с ней проще как-то...
А в чем косяк с сонькой?

#26

Novoselik

Линейная перспектива: Суть всем известна: предметы, расположенные далеко, выглядят меньше, чем такие же предметы, но расположенные ближе.
Применяемые декоративные элементы: камни, коряги, листья, рыбы и т. д. не имеют какого-то определенного известного всем размера, поэтому по фотографии часто бывает сложно определить что дальше, а что ближе, какая вообще глубина искусственного водоема. Чтобы как-то улучшить ситуацию, имеет смысл делать декоративные элементы в чем-то однородными. Скажем, если коряги на переднем плане одинаковой толщины, глаз предположит, что и коряга на заднем плане примерно такая же, и по ее размеру на фотографии прикинет, на каком она расстоянии. Еще лучше работают группы одинаковых растений. Мы естественным образом считаем, что растения одного вида имеют листья одного размера, поэтому одинаковые растения на разных планах дают хорошую опору взгляду для измерения расстояний и создания ощущения перспективы. Случай с камнями — самый сложный: камни могут быть любых размеров.
Теперь о схождении параллельных линий в точку на горизонте. И в жизни и при просмотре плоских изображений это явление сильно помогает нашему глазу оценивать расстояние.
Фото любого аквариума содержит четыре естественные сходящиеся линии — это боковые ребра параллелепипеда (мы будем рассматривать аквариум классической формы). В какой-то степени эти линии выстраивают некоторую перспективу, особенно помогают оценить расстояние до элементов дизайна, расположенных по краям аквариума. Однако построить костяк перспективы на этих линиях — не очень хорошая идея. Во-первых, основная содержательная часть аквариума расположена на снимке в стороне от этих линий. Во-вторых, ребра аквариума — это совсем не тот объект, на котором хочется акцентировать внимание зрителя. А иногда ребра просто скрыты элементами композиции. Но дизайнер может создать такие сходящиеся линии сам. Это могут быть вытянутая «грядка» одинаковых растений, дорожка из песка отдельного цвета, длинные прогалины между насаждениями. Почему это работает? Исключительно потому, что мы привыкли ориентироваться по таким объектам на суше.

Воздушная перспектива. Мир в котором мы, люди, живем, наполнен воздухом, который всегда рассеивает свет в большей или меньшей степени в зависимости от состояния атмосферы. Чем дальше от нас объект, тем сильнее рассеян свет от него, тем более туманным объект выглядит. Наиболее сильно это проявляется, если воздух заполнен реальным туманом или дымом.
Тональная перспектива, на самом деле тесно связанная с воздушной. Из-за того же рассеяные в атмосфере объекты вдали выглядят светлее ближних.
Получить тональную перспективу на фотографии можно разными способами. Например, очень эффективно при фотографировании объекты на заднем плане осветить ярче, чем объекты на переднем. А можно просто разместить светлые предметы позади темных. Такое построение сильно облегчит глазу задачу восприятия нашего снимка объемным и глубоким. Если поставить светлый предмет на одном уровне с темным, или даже впереди него, мозг будет пытаться задвинуть его вглубь. Скажем, таким способом можно распределить темнозеленые и светлозеленые растения. Эффективность тональной перспективы — одна из причин того, что значительная часть конкурсных аквариумов имеет светлый фон.
При живом же разглядывании аквариума, когда бинокулярное зрение само по себе дает исчерпывающую информацию, наоборот, привлекательнее смотрится фон темный: контрастнее выглядят растения и рыбы, появляется дополнительная загадочность.
Есть еще один эффект, который тоже можно отнести к тональной перспективе и на который реагирует глаз. Поскольку синие лучи в воздухе рассеивается сильнее, чем желтые или красные, дальний план помимо видимого осветления еще и приобретает голубоватый оттенок. В аквариумной фотографии этот эффект тоже можно применить, но какого-то сильного улучшения восприятия от него ждать не следует.

#27

Alex Sokolow

"...Например, очень эффективно при фотографировании объекты на заднем плане осветить ярче, чем объекты на переднем."
Это ещё одна причина отказаться от вспышки при фотографировании аквариума. Так же при вспышке ухудшается цветопередача. Но не всегда. Если есть возможность, то нужно пробовать со вспышкой и без неё. А так же возможны блики. Особенно если стекло плохо протёрто.

Про отрицательную реакцию рыб на светлые и серебристые в том числе, фотоаппараты нигде не пишется. Но по наблюдениям - это одна из причин того, что рыба не останавливается тогда, тогда вы её хотите сфотографировать. Хотя без фотоаппарата реагирует на ваше приближение спокойно.

#28

Novoselik

Я тебе точно скажу, что у меня в банке рыба не стрессовая, но...
Тоьлко дернешься - и все. Убегает. В заросли, в джунгли. Чтобы вышла надо сидеть и не шевелиться. Сидеть приходится долго. Очень долго. Рыба быстрая, очень быстрая. На 300 снимков при минимильной в помещении выдержке без вспышки лишь парочку можно назвать успешными. Да и то мало кто оценит старания, т.к. ЭТО надо пережить :) Попробовать самому такую рыбу в таких условиях так заснять : :-):

Добавлено спустя 3 минуты 53 секунды:
еще ОООЧЕНЬ важный момент - подготовка аквариума к фотосъемке: подрезка травы, чистка и подвижки декораций, уборки или попытка спрятать инвентарь. А самое главное- чистка стекол. При том не только переднего стекла,а всех стекол. Чтобы не было бликов, не было видно никаких "левых" точечек на стекле и т.д.

Важное место занимает СО2 - редко увидите профи. фото, где явно пузыряют растения. Просто пузырение хорошо выглядит только на видео или в реале. На фото - это лишь портит снимок. Ну а про аэрацию на фото вообще молчу.

#29

Alex Sokolow

Пузыряние можно показать макросъёмкой. Но только как отдельный элемент.
То что приходится сидеть и выжидать моменты - это согласен. Но когда просто так сидишь рядом, поднимаешь руки и в руках что-то тёмное, то не реагируют так стремительно, как на светлый предмет. С чем связано не знаю. :nez-nayu:

#30