Lamprologus similis
Разнообразие цихлид восточноафриканских озер регулярно преподносит сюрпризы исследователям и ихтиологам. Время от времени по итогам очередных изысканий специалисты проводят крупномасштабные реклассификации, в результате которых многие виды радикально меняют таксономическую «прописку»- обретают иное имя, перемещаются в другие, уже существующие или специально для них основанные, роды.
Большинство аквариумистов-любителей не тратят свое драгоценное время на регулярный обзор узкоспециализированных ихтиологических бюллетеней, знакомящих с новациями в мире зоономенклатуры. Таксономической классикой для них является родословная танганьикских цихлид, предложенная Х.Херманном в 1996 году. Между тем прошедшие полтора десятка лет многое изменили. Современные достижения науки позволили осуществить более глубокие анатомические исследования, провести сравнительный анализ ДНК эндемиков Танганьики. В итоге прежде стройная и обоснованная система Херманна заметно устарела. Причем одно из самых глобальных изменений коснулось трибы Lamprologini.
Например, М.Счастных определил, что среди Lamprologini явно выделяется группа цихлид со сходным строением костей нижней челюсти. Эти виды отличаются от прочих членов трибы тем, что у них в месте стыковки костей левой и правой половины челюсти есть некое костное образование (наподобие ко¬ленной чашечки). Такая особенность характерна для представителей родов Lepidolamprologus, Altolamprologus и еще нескольких видов, которые до получения формального описания были размещены во временной предклассификационной «костной» группе «Lamprologus». Закавычивание родового наименования показывает, что рыбы этой группы не являются истинными представителями рода (туда входят речные африканские лампрологусы), их нынешний таксономический статус промежуточный, действующий лишь до обретения группой валидного родового имени.
Одним из членов этой своеобразной группы является «Lamprologus» similis Buescher, 1992. Свое временное название рыбы получили за сходство с «Lamprologus» multifasciatus. И если иметь в виду, что в переводе с латыни прилагательное «similis» означает «подобный», то в данном случае оно использовано как нельзя точно: по цвету и характеру рисунка обе цихлиды действительно очень близки.
На теле рыб 12-14 контрастных полос. (Хотя они и не являются отличительными чертами только этих видов, обычно именно их используют для идентификации.) Причем в отличие от мультифасциатусов симилисы имеют полосы на лбу и жаберных крышках, ширина темных и светлых зон различна, а контрастность - выше.
Симилисы - эндемики Танганьики. Встречаются в районе от Tembwe (Заир) до Булу-Пойнт (Bulu Point) в Танзании. Типовой экземпляр был выловлен к югу от Zongwe, на западном берегу озера. Обитают обычно на мелководье (около 10 метров), там, где много пустых раковин танганьикского моллюска Neothauma. Среди скал, на песчаных или илистых участках рыбы опускаются на глубину 25 м и даже более.
Интересно, что изначально «Lamprologus» similis был описан Бушером как цихлида, предпочитающая скалистый биотоп. Действительно, в южной части Конго отмечено всего несколько «ракушечных отмелей» (в частности в районе мыса Тембве). Соответственно, большинство конголезских симилисов проводят время среди камней, где живут и нерестятся в расщелинах. Танзанийские же популяции охотнее используют раковины Neothauma, залежей которых там довольно много. Более того, наблюдения за экземплярами, содержащимися в аквариуме подтверждают, что при возможности выбора наши герои явно предпочитают пустые ракушки моллюсков прочим укрытиям.
В свое время я связывался с АСА (American Cichlids Association), чтобы уточнить, насколько реально существование «скальных» популяций симилисов в Конго. Мне ответили, что «Lamprologus» similis встречаются в скалистом и каменистом биотопах, равно как и на «ракушечных отмелях». То, что Бушер обнаружил и описал симилиса именно из «каменистой» популяции, вполне похоже на правду. На самом деле в Конго может быть гораздо больше «отмелей», нежели упомянул в своей книге Эд Кёнингс. Но детальное исследование этого района в последние годы затруднено в связи с непрекращающейся гражданской войной в стране. Тем не менее можно уверенно сказать, что «скальные» популяции «L».similis - это далеко не миф, а лишь живая история двух разновидностей, с успехом приспосабливающихся к разным средам обитания.
Жизнь ракушковых «Lamprologus» similis тесно связана с пустыми раковинами. В них эти небольшие симпатичные цихлиды не только проводят большую часть жизни, но и нерестятся и выращивают потомство. Это обстоятельство стоит учесть при декорировании аквариума - в емкости должно быть достаточно укрытий и пустых раковин морских моллюсков размером не более теннисного мяча, но вполне сгодятся для аналогичных целей «бывшие» ампулярии или виноградные улитки. А наилучшим грунтом станет мелкий светлый песок.
Длина взрослых самцов 4,5 см, самок - 3,5. Так что этот вид можно отнести к числу самых мелких цихлид Танганьики. Таким крохам будет вполне достаточно в 60 литров на несколько экземпляров для комфортной жизни и размножения.
Для общего аквариума нужна более просторная емкость со множеством укрытий. Соседями «симилисов» могут стать Lamprologine и, скажем, представители Cyprichromis. Важно лишь обеспечить подходящие свободные ниши для каждого вида: ракушковые большую часть времени будут держаться около раковин, тогда как «скальники» останутся у камней, а любители открытой воды займут свободное пространство аквариума. Собственно, именно так я и поступил, высадив две пары «полосатиков» в 350- литровую емкость вместе с несколькими другими видами цихлид, в том числе и еще одними ракушечниками - Lamprologus ocellatus «Nkamba bay». Создавать отдельный, пусть и небольшой, видовой аквариум для «симилисов» мне не хотелось.
Основу диеты этих «лампрологусов» в природе составляют мелкие ракообразные и личинки насекомых. В пищеварительном тракте выловленных экземпляров ихтиологи обнаружили частицы песка и остатки водорослей. В условиях неволи, по моим наблюдениям, кормить рыб лучше всего взрослой артемией, мясом креветок, коретрой, дафнией. Хорошо берут «симилисы» и сухие корма.
Оптимум параметров разведения «L.» similis близок к золотой середине стандартов, принятых для большинства эндемиков Танганьики. Подготовка подходящей воды редко становится проблемой. За отправную точку можно взять температуру 25-26°С, pH 7,8-8,3, жесткость 10- 28°dGH.
Важным отличительным моментом в содержании именно ракушковых лампрологусов является то, что им нужны пустые раковины подходящего размера. Причем укрытий этих должно быть как минимум на пять больше, чем рыб в аквариуме.
Количеством ракушек можно контролировать рождаемость «симилисов», как и почти всех других ракушковых. Так, рыбы будут продолжать размножаться, пока есть свободные «квартиры» (и готовые к продолжению рода пары). Если доступная жилплощадь закончится, а поголовье рыб хочется увеличить, следует забрать несколько раковин с мальками и крупными рыбами, а в аквариум поместить пустые. Сбор обжитых раковин вместе с обитателями - это, кстати, и самый простой способ основать популяцию в другой емкости.
Нерест «симилисов» застал меня врасплох. После очередной смены воды одна из самок стала явно активней других и начала метаться от раковины к раковине. Как мне показалось, самцы с недоумением смотрели на эту суматоху. Но вот наконец самка присмотрела одну из раковин на территории не самого крупного самца и стала расчищать ее. Вибрируя телом, она залезала головой в ракушку, и из «входа» в убежище полетело все, что находилось внутри. Будущая мамаша тщательно вычистила весь накопившийся в полости ракушки мусор, вынося его наружу ртом.
Самец никакого участия в работе не принимал - лишь плавал рядом. Его поведение нельзя назвать даже охраной территории. И лишь когда самка подготовила убежище и уже практически не выплывала наружу, кавалер изволил приблизиться к жилищу и проявить подобающую случаю активность: он несколько раз ложился на «входное» отверстие животом, фиксируя себя на течении фильтра мощными грудными плавниками, будто прилипал к створке раковины, а затем наклонялся, как бы заглядывая внутрь «домика».
Окончился нерест так же внезапно, как и начался.
После него самка опять-таки практически не выходила из раковины. Лишь изредка выплывала, чтобы ухватить проплывавшую мимо коретру, и тут же возвращалась на место.
Впоследствии, когда появились мальки, мамаша расчищала еще и прилегающую к раковине территорию. Некоторые специалисты считают, что это делается, чтобы в зону кладки течением заносило больше планктона. Не совсем ясно, как самка учитывает «аэродинамику» движения корма, но когда на свет появились мальки, около «детсада» действительно создавалось небольшое завихрение, благодаря которому науплиусы артемии как бы зависали над местом, где паслась молодь.
Потомство у симилисов немногочисленное: как правило 5-15 мальков, а у молодых родителей и того меньше. Новорожденные довольно пугливы - каждое резкое движение внутри или вне аквариума вызывает столь характерную для многих ракушечников инстинктивную реакцию: резкий рывок - и рыбы нет, она скрылась в ракушке. Этот изумительный навык успешно защищает потенциальных жертв от голодных соседей как в природе, так и в неволе.
На ранних этапах окраска мальков неброская, серая, лишь спинной плавник украшен желтоватой оторочкой. Приблизительно к 2.5 месяцам мальки обретают полосатость. В это же время молодежь пробует занять свои первые раковины. К семи-восьми месяцам (особенно после подмен воды) можно уже в полной мере насладиться мягкой, привлекательной расцветкой ракушечников, уступавшей тем не менее по яркости Lamprologus ocellatus «Nkamba bay».
Если раковина достаточно крупная, пара может выращивать по нескольку поколений мальков за год. Молодняк остается около alma mater в течение первых четырех-шести недель, после чего мальки расселяются вокруг в ямках, откапываемых в грунте зрелыми особями.
«Lamprologus» similis неплохие родители. Более того, взрослые не обижают даже мальков своих соседей.
Большинство специалистов классифицируют «Lamprologus» similis как «гаремную» рыбу, но, согласно моим наблюдениям, производители при последующем нересте предпочитают прежнюю раковину и того же самого партнера. Юнцы из нерестовых участков не изгоняются, поэтому кажется, что лампрологусы живут одной большой дружной семьей. При этом самцы и старшие подростки сильного пола привлекаются к защите территории. Все это дает основания утверждать, что «Lamprologus» similis устанавливают очень хрупкие, но все же моногамные отношения. И что самое замечательное, на мой взгляд, из всех ракушковых лампрологусов эти рыбы наименее задиристые.
Журнал "Аквариум" 2012г.
Статья выложена с разрешения редакции журнала.