Moema juanderibaensis сезонная киллифиш (Cyprinodontiformes : Rivulidae)
Хайнц Арно Дроверт назвал новую рыбу Moema juanderibaensis - в честь места, где он ее нашел. «Это совершенно исключительные рыбы», — рассказывает ученый об этом виде, который живет в небольших лужицах и способен оставаться вне воды по два-три часа каждый день. «Они ломают все схемы, которые есть у традиционной рыбы», — добавляет инженер-эколог. В своем интервью специалист по гидробиологическим ресурсам рассказывает о мире этих удивительных животных.
С детства вас всегда интересовали рыбки, какие-то конкретные виды?
— С детства меня интересовали киллифиш, карповые всегда привлекали мое внимание больше всего. В то время они были малоизвестны, видов было немного, если просмотреть библиографию аквариумистов того времени, их было около 20 видов, а сейчас более 400, и все же это все еще довольно неизвестная группа среди рыб. Большинство из них — мелкие рыбы, населяющие очень специфические водные экосистемы, поэтому они никогда не встречаются в больших количествах. Они очень разнообразны, но не очень многочисленны. Я бы назвал их случайной рыбой.
Как вы обнаружили Moema juanderibensis?
— Впервые я увидел ее в 1995 или 1996 году. В то время я жил в деревне. После нескольких дней сильного дождя я пошел на прогулку. Когда я возвращался к себе домой, посреди пути была лужа, где я увидел ту рыбку. Поскольку я был знаком с этими рыбами, я сразу подумал, что это киллифиш, но она не была похожа ни на что, что я видел раньше, ближе всего были какие-то африканские виды. Когда я начал просматривать данные о рыбах этого семейства, наступил момент, когда у меня просто закончились варианты, поэтому я сказал: «Ну, остается единственное объяснение, что это новый вид».
Значит, ты продолжал искать ее?
— Только в 2018 году мне удалось сфотографировать два экземпляра, и только в 2021 году, когда я уже был младшим научным сотрудником в Музее естественной истории Ноэля Кемпффа Меркадо (в Боливии), ко мне попали первые экземпляры необходимые для описания.
Вернулся ли ты в то место, где ее впервые нашел?
Да, место обитания было расположено в переходной зоне между сухими и влажными лесами, между Чикитанией и Амазонкой, где в сезон дождей в лесу образуются лужи, заливающие нижнюю часть деревьев. Это крупные лужи площадью от 5 до 10 квадратных метров, некоторые больше, но они не глубокие, их максимальная глубина достигает около 40 сантиметров, хотя обычно они имеют глубину от 5 до 10 сантиметров. И именно там живет эта рыба.
Как бы вы описали Moema juanderibensis?
- У нее есть узор из линий, которые образуют на теле букву C, со светло-голубой точкой, за которой следует красная точка; на грудных плавниках пятен нет, но цвет однотонный; у нее также отсутствует черное пятно на боку, характерное для близкородственного вида. Когда я занимался этой рыбой, я понял, что, когда приближаюсь к луже, рыба будто падает в воду. Это привлекло мое внимание. Приглядевшись повнимательнее, я понял, что Moema juanderibaensis была прикрепленна к листьям, примерно на высоте 20 сантиметров выше уровня воды. Когда я подходил близко, они падали в воду. Я отловил группу рыб домой, чтобы понаблюдать, и был в удивлении, когда обнаружил, что в аквариуме они делали то же самое. Внезапно выпрыгивали из воды и прилипали к стеклу или к плавающим растениям. Я начал исследования и обнаружил упоминания о нескольких видах амфибийных ривулид, которые могут легко оставаться без воды 2-3 недели.
Это странное поведение для рыбы, почему так происходит?
— Из того, что я наблюдал в аквариумах, похоже, это способ избежать агрессии между ними, так как они очень территориальны. Когда доминирующий самец приближается к остальным, они выпрыгивают из воды, таким образом избегая агрессии. Как только я понял это, я снова начал наблюдать за ними в их естественной среде обитания и понял, что внутри луж они сосуществуют с другим, гораздо более крупным, агрессивным видом Rivulidae, который питается рыбой. Для Moema juanderibaensis выход из воды является стратегией бегства от этого хищника.
Moema juanderibaensis предпочитают очень мелкие водоемы глубиной пять сантиметров, но часто вода в этих небольших лужах не остается достаточно долго, чтобы они успели достичь половой зрелости, поэтому они вынуждены мигрировать в другие водоемы, перемещаясь по суше. Для этого они делают прыжки по 20-30 сантиметров. Таким образом, за 10 прыжков они преодолевают 3 метра суши.
Всегда считалось, что рыба, выловленная из воды, умирает за минуты.
— Ривулиды ломают все схемы, которые существуют в отношении традиционной рыбы. Они амфибии, они живут в водоемах, которые пересыхают, их икринки переживают засуху, их икринки могут быть съедены птицами, и сохранят жизнеспособность. Кроме того, у них очень быстрое развитие. Представьте себе живое существо, которое через две-три недели уже становится взрослым. Кроме того, они потрясающего цвета.
В своем исследовании вы объясняете, что этот новый вид является частью семейства Rivulidae, отряда Killifish. Все ли рыбы Rivulidae имеют одинаковые характеристики?
-Можно сказать, что киллифиши - это маленькие рыбы, самые крупные из которых имеют размер до 20 сантиметров максимум, это рыбы, обитающие в тропических и субтропических регионах, но не в умеренных и холодных зонах. Они есть в Азии, Южной Америке, Африке, южной части Европы, немного в Северной Америке и Центральной Америке. Подавляющее большинство пресноводные. Внутри Киллифиш есть несколько семейств, около 14. И rivulids являются одним из трех семейств в Killifish. Они приспособились к эфемерным или временным экосистемам, что означает, что они живут в пересыхающих водоемах благодаря множеству физиологических и поведенческих адаптаций. И главная адаптация заключается в том, что их икра может противостоять засухе.
Есть ли подобное у других видов рыб?
— Известно, что у некоторых видов икра выживает в течение трех-четырех лет засухи. И еще одна их адаптация заключается в том, что они очень быстро достигают половой зрелости. Через две-три недели ривулиды начинают размножаться. Если к этому быстрому развитию добавить, что икра устойчива к засухе и, что ривулиды обладают способностью жить в очень небольших водоемах, где раз в три-четыре года бывает едва ли три недели с водой, то мы видим, что этого достаточно, чтобы они выживали. Это приводит к тому, что ривулиды нерестятся в местах, где не должно быть рыбы. Например, в Чако, засушливом регионе, есть небольшие лужи размером 2 на 2 метра с глубиной воды пять сантиметров, полные ривулидных рыб. Возвращаемся через три недели, а там сухо, ничего нет. Так продолжается два года, пока на третий год лужа не наполняется водой и рыбой. Икра обладает очень высокой устойчивостью к засухе, и есть исследования, показывающие, что икринки могут проходить через кишечный тракт птиц и оставаться жизнеспособными. Это что-то исключительное.
Они похожи на земноводных.
— Они не земноводные, но многие ривулиды приспособились к земноводному образу жизни в том смысле, что могут покидать воду на длительное время. Есть сообщения о рыбах, которые находятся вне воды три недели, и проведенные исследования показывают, что они полностью меняют свой метаболизм и физиологию. У них прекращается жаберное дыхание, зависящее от растворенного в воде кислорода, и они переходят на кожное дыхание, то есть через кожу, очень похожее на дыхание амфибий, таких как лягушки, жабы, саламандры и другие. Это приспособление позволяет им передвигаться между небольшими лужами. Есть и другие уникальные особенности у ривулид. Например, известно, что этот вид является единственным действительно гермафродитным позвоночным.
Гермафродиты?
— Они называются Kryptolebias marmoratus и встречаются в Центральной Америке и на севере Южной Америки. В солоноватой воде они живут в прибрежных районах, где являются колонизаторами водоемов, которые остаются после прохождения приливов. Есть также информация, что другие гермафродитные виды используют эту репродуктивную стратегию в случае необходимости, но она еще не полностью доказана. В целом ривулиды мало изучены, можно сказать, что информация о них начала появляться лет десять назад или около того.
Когда вы начали исследовать ривулид?
— Примерно в 2017 году, когда мои дети выросли и у меня появилось больше свободного времени. Именно тогда я вернулся к возможности посвятить себя аквариумам и ривулидам. Первое, что мне хотелось узнать, это какие ривулиды есть у нас в Боливии, потому что в соседних странах начинали составлять списки видов, а в Боливии эта информация сильно устарела, их считали видами, прекратившими свое существование 80 или 90 лет назад. Я начал собирать информацию и в 2019 году присоединился к команде исследователей в Музее естественной истории Ноэля Кемпффа Меркадо, но как раз тогда, когда они одобрили мой проект, в конце 2019 года, и мы должны были собрать первые коллекции, началась пандемия COVID-19. В 2021 году мне удалось поработать в поле, а 2022 год был очень засушливым. В 2023 году посмотрим, как пойдет.
Это первый раз, когда вы открыли новый вид?
— Первый, но я работаю еще над двумя. Один на юге Чако, почти на границе с Парагваем, а другой из Бени, с затопленных щитов.
Ривулиды в опасности?
— Против ривулид играет то, что у большинства видов ареал распространения очень мал. Есть виды, которые известны только в двух-трех бассейнах в определенной зоне, поэтому, если что-то случится с этим местом, вид исчезнет. Был вид, который был найден только один раз, в одном месте, здесь, в Боливии, около 25-30 лет назад. Теперь это место превратилось в рисовое поле, поэтому этот вид больше никогда не видели. Я думаю, что около половины видов ривулид в Боливии являются микроэндемиками, поэтому они могут очень легко исчезнуть. Последние отчеты из Бразилии указывают на то, что ривулиды являются позвоночными, которым угрожает наибольшая степень угрозы исчезновения.
С какими еще угрозами сталкиваются эти рыбы?
— Основная угроза — разрушение среды их обитания из-за продвижения сельскохозяйственного фронта. Так как эти рыбы обитают во временных водоемах, то при расчистке, как правило, в засушливый сезон, убирается растительность, а затем, чтобы сделать ее пригодной для технических посевов, происходит выравнивание и лужа пропадает навсегда. Другая угроза – изменение климата. Ривулиды способны приспосабливаться к изменениям, но если они внезапны, очевидно, что они не будут достаточно устойчивыми.
Что делается для их сохранения?
— У нас есть сеть сотрудничества между исследователями со всей Южной Америки, Killifish Foundation, для обмена информацией и совместной работы над исследованием и сохранением Rivulidae и других киллифиш. Мы поняли, что есть прекрасная возможность их сохранить, ведь для них не нужно много сил и места, достаточно поддерживать несколько луж и немного леса вокруг, чтобы вид был обеспечен. Это дает нам надежду сделать что-то для ривулид не только локально, но и по всей Южной Америке.
Фонд Киллифиш — это только южноамериканская сеть?
— По всему миру. Он родился во время пандемии, потому что все мы, исследователи, остались без доступа к нашему материалу, к библиотекам наших музеев, наших научных учреждений. Это заставило нас искать помощи и сотрудничать друг с другом. Это началось с электронной почты. Позже мы сделали его формальным, и сейчас нас более 20 исследователей из разных институтов и стран. Ривулиды не знают границ, и исследования тоже не имеют границ, так зачем же нам нужны границы?
Какие у вас планы?
— Составляю список боливийских ривулид. Нам нужно знать, где они находятся, каковы районы их распространения. Это совместный проект Killifish Foundation и Музея естественной истории Ноэля Кемпффа Меркадо. Кроме того, мы сейчас ищем финансирование для создания базы данных с информацией о ривулидах, чтобы выяснить их природоохранный статус по биомам. Идея состоит в том, чтобы составить список рисков для Южной Америки, а не по странам, как это делалось до сих пор. Мы хотим воспользоваться опытом сохранения и исследований в Аргентине и Бразилии, чтобы применить его в странах, где у нас нет такого опыта, но повторяется то же самое.
P.S. Моя адаптация машинного перевода с испанского.