Палитра акваскейпа

Галерея
Roman
R

СПб / Энкарнасьон
21081 / 8868 раз

Палитра акваскейпа

Гармония - есть «золотая середина». Это такое стояние системы, когда нечего убавить (так как в ней нет избытка) и ничего нельзя прибавить (так как в ней нет недостатка). Аристотель.

Акваскейп или аквапейзаж, если рассматривать его с точки зрения современного искусства (а мое ежедневное исследование, если так можно сказать, этой темы позволяет уже так говорить ;)), так вот аквапейзаж сегодня – это новый вид искусства, который формируется на наших глазах. И сегодня, в ходе этого доклада, я хочу попробовать внести в довольно увесистый уже багаж аквадизайн-терминов новый термин. Временно :) только для удобоваримости сегодняшнего материала. Это слово, а точнее словосочетание – «Палитра акваскейпа». Палитра акваскейпа - это такой собирательный образ для композиционных и живописных средств, доступных аквадизайнеру.

Итак, имея в виду акваскейп, мы подразумеваем создание гармоничного подводного пейзажа. Именно гармоничного. И именно пейзажа. Пейзажа-имитацию типично наземного пейзажа в стиле Природного аквариума или «пейзажа -образ» / «пейзажа-символа» для более свободного стиля («джунгли» например). Почему именно эти два понятия – пейзаж и гармония? Спросите вы, отвечаю: задача, которая ставится перед акваскейпом – это создание атмосферы гармонии в этом водном арт-объекте, трансляция этой гармонии в среду, в интерьер. Для этого люди делают, заказывают и покупают акваскейп, для ЭТОГО, т.е. для позитивного диалога с Природой. Для вдохновения, для отдохновения, для визуальных, быстрых ответов непосредственно самой Природы на вызов и бесконечные вопросы нашего, зачастую, дисгармоничного мира. (Напомню, что в действительности слово «гармоничный» в качестве дополнительной смысловой приставки можно добавить далеко не к каждому виду визуального искусства. Дисгармоничны, например, постмодернизм (соц-арт, инcталляции, некоторые течения поп-арта). Но для аквариумного, подводного пейзажа такое его свойство как гармония- самое важное.

В «Палитру» акваскейпа я «помещаю» некоторые приемы из традиционной живописи и важные средства композиции. Без композиционных приемов не создать иллюзию пространства, без живописных средств не вдохнуть в эту иллюзию жизнь: Целостность, типизация, контраст, подчинение; масштаб, линия и связанную с ней линейную перспективу и цвет и связанные с ним тоновую и цветовую перспективы Задумывая композицию подводного пейзажа автору хорошо иметь в голове четкий план того, что именно он хочет изобразить. Я не говорю об эскизах, делать или не делать линейные или живописные эскизы будущего пейзажа - это дело привычки или практики. Я говорю о мыслеобразе, который есть «готовая картинка в голове», начиная от идеи и заканчивая характерными отдельными фрагментами. Двигаться мыслью от общего – к частному и от частного – опять к общему. Так можно описать подход к созданию любого произведения искусства. Итак, первое средство композиции – целостность. Добиваться целостности, создать неделимую композицию, определить место для четкого центра внимания и подчинить этому центру второстепенные элементы – это первая задача. Все близкое, подобное должно либо объединяться в единое пятно или силуэт, либо резко индивидуализироваться (это второй закон композиции – закон типизации)
Объединение подобного в большие массы. На фото правая группа составлена из роталы грин и микрантемума, левая – из ротала грин + людвигия сп +лимнофила

Близкие по форме и цвету листья длинностебельных растений, использующихся в подводном пейзаже в качестве кроноиммитирующих например, можно и нужно объединять в большие массы. Это даст богатый фактурный замес, во-первых. Нельзя дробить композицию пейзажа одинаковыми по размеру пятнами, паузами. Ничто в композиции не должно повторяться. Повторы форм (но с разыми цезурами, т.е. промежутками) уместны только для создания ритмичного декоративного строя голландского аквариума. При создании пейзажа любых повторов следует избегать. Целостность связана с другим средством композиции - Соподчиненностью и достигается при условии соблюдения четкого подчинения второстепенных элементов главным объектам. Это очень важная деталь. Не перегрузить подводную композицию сложно, так как всегда есть искушение использовать большее число видов растений, элементов декора, но! надо всегда держать в голове главную идею, подчеркивать ее, развивать и подчинять ей второстепенные элементы и… свой азарт.
Выразительный пейзаж выполнен при помощи яркого контраста темных, имитирующих еловые заросли элементов из мха и светлого ковра из гемиантуса «куба». Маяка речная контрастными мазками живописно рисует свет в этом пейзаже. Работа, занявшая 12 место на IAPLC в 2008 году, ее автор Weerayut Soemphornphoemsuk из Тайланда, композиция называется "Narnia in Summertime".

Закон контрастов. Контрасты - это выразительность пейзажа. Это противоположности их жизнь и взаимопроникновение. Светлое-темное, большое и малое, объем и плоскость, теплое и холодное т.е. любые диаметральные диалоги, которые делают ваш пейзаж выразительным.
Ровный задний план из однотонного элеохариса противопоставлен объемной скале

Линия. Что такое линия в пейзаже? В любом - наземном или подводном. Линия – это и силуэт композиции, т.е. ее форма, а так же и внутренние линии т.е. коряг, камней, дорожек. Форма пейзажа, т.е. его силуэт - это то, что «читает» глаз в первую очередь. Красивой линией можно подчеркнуть пейзаж, а можно вывернуть объем, расчленить и разрушить его. С линией связано такое средство создания объема как линейная перспектива. Линейная перспектива – это закономерное изменение масштабов изображения разноплановых объектов. Если автору удается воспроизвести легко читаемую разницу масштабов для объектов пейзажа (коряги, камни), то задача передачи пространства будет решена. Уменьшение размеров удаляющихся предметов – первый признак линейной перспективы.
Горизонтальные ветки, имитирующие корни деревьев удаляясь от зрителя, уменьшаются, уводя взгляд в глубину

Но вот в этом пейзаже практически нет признаков линейной перспективы, но наш глаз догадывается о наличии пространства (листья папоротника частично перекрывают растущее за ним и, следовательно, наш мозг принимает, что эти объекты разнесены в пространстве)
Листья папоротника на коряге частично перекрывают растущее за ним светло-зеленое "облако" - предметы разнесены в пространстве

Нет признаков линейной перспективы и в этих работах. И все же пространство в них ощущается Оно передается за счет разноплановости композиции, четкого обозначение переднего, второго и заднего планов.
Передний план выполнен из крупнофактурной, фотосинтезирующей риччии, которая наличием контрастных пузырьков создает эффект приближения, более светлые дали перемежаются с пропорционально уменьшающимися макушками гор, что еще более подчеркивает перспективу. 13 место на конкурсе IAPLC 2008

Здесь пространственное решение найдено и за счет удачного линейного рисунка. Так как тропинка, дорожка, уводящая взгляд зрителя может считаться линией линейной перспективы, обозначающей пространство.
Дорожки-тропинки - линии перспективы. Уводят взгляд зрителя, обозначают пространство

Работая с масштабом, можно преувеличить и даже исказить пространство.
Преувеличение масштабов предметов переднего плана: огромные камни словно выпячиваются на зрителя, отодвигая пространство за ними

Здесь явно преувеличены масштабы предметов переднего плана - огромные камни словно выпячиваются на зрителя, как будто он находится вплотную к ним, наблюдая за развивающимся пейзажем из-за огромных валунов. Получившийся контраст по отношению к заднему плану чрезмерен, но задача выполнена– пространство читается.) Вообще, пейзаж покажется нам более пространственным тогда, когда мы включаем в композицию максимально разные по масштабу объекты для переднего, среднего и заднего планов и когда эти масштабные изменения легко читаемы на примере удаляющихся подобных элементов. Пример – работа, занявшая 9 место в 2008году (Yuji Yoshinaga), где пропорциональное уменьшение подобных коряг-"деревьев" и камней структурируют и раздвигают пространство.
Пропорциональное уменьшение подобных коряг-"деревьев" для создания глубины пейзажа

Но линия - не единственное средство для создания перспективы и пространства. Цвет и тон - тоже очень хорошо работают в подводном пейзаже и их также нужно включать в «Палитру акваскейпа».
Темные «кулисы» по краям - приближают, светлый фон – отодвигает пространство

Выраженность тоновых и цветовых контрастов на объектах, которые находятся ближе к нам, является наиболее сильной, по мере удаления предмета в глубину контрасты света и тени ослабевают, исчезают детали, «уходят» цвет и тон. Так работает наше зрение, этого же нужно добиваться, выстраивая подводные пейзажи. Уменьшение насыщенности тона, высветление дали – это яркие признаки воздушной перспективы.
Размещение на переднем плане растений с более темными листьями теплых, насыщенных оттенков, более фактурных, детализированных коряг, камней. (8 место на конкурсе IAPLC 2008)

Размещение на переднем плане растений с более темными листьями, насыщенных оттенков, более фактурных, детализированных коряг, камней. Камни для среднего плана надо подбирать более упрощенных форм, высветлять их дополнительным светом. Все это сработает на создание иллюзии глубины так как имеет аналогию в наземном пейзаже.

Говоря о перспективе, как о живописном средстве создания пейзажа хочу подчеркнуть одну, по-моему мнению, важную мысль. Использование только одного вида перспективы (линейной или тоновой) уже может дать нам объем и пространство. Иногда такие - аскетичные и сдержанные композиции, имеют более сильное влияние на зрителя, потому как заставляют его соучаствовать в пейзаже, заставляют мозг додумывать сюжет, включится в рассказ.
Темные «кулисы» по краям - приближают, светлый фон – отодвигает пространство
Тайваньская школа. Попытка точной имитации наземного ландшафта.

Использование же всего комплекса композиционных средств излишне «расскажет» и «разжует» все и вся. Тогда нашему мозгу уже нечего додумывать, все же и так понятно – вот река, вот берега, поворот, там холмы… Такому искушению – «все ухватить » - очень часто поддаются некоторые авторы. Примером тому может служить работы азиатских акваскейперов Тайваньской школы (рис. вверху) и...
«Описательный» речной пейзаж Слободана Лазаревича «secret life of waterspring»

...яркие и самобытные работы серба Слободана Лазаревича (Октопуса).

Следующее живописное средство в «палитре» акваскейпера – это Цвет. Чтобы определить важность цвета, я начну с фразы Анри Матисса, который так говорил о цвете: «Проблема цвета – это проблема не качества, а выбора». В этой мысли известного французского импрессиониста есть важный момент. Действительно, определить цветовую схему акваскейпа и определиться с колоритом – это 80 процентов выразительности работы. Цвет - это настроение пейзажа, его эмоциональное начало. Цвета в мире много, много его и в палитре акваскейпера. Начиная от всех оттенков зеленого и заканчивая самими невероятными цветовыми изысками, которые нам дает Природа – пурпурные, оранжевые, перечислять можно бесконечно, а если еще прибавить вариативность цвета фона, богатые и самодостаточные цветовые вспышки рыб…сбалансировать все это изобилие, ограничить себя – это непростая задача. Итак, выбор и ограничение. Пример сдержанного, умеренного, сознательно ограниченного отношения к цвету – работы японских акваскеперов. Примеры буйного, богатого и неудержимого цвета – работы итальянцев.
Цвет. Fabio Lorusso, Bologna Italy.

Говоря о цвете я не могу не остановится на основных цветах «аквакейп-палитре» - зеленом и красном. Зеленый – середина спектра – цвет самый спокойный, самый приятный для глаза. Это самый любимый цвет в Японии и Китае.
Сочетание зеленый-белый – самое любимое в Азии. Оно многократно воспето в поэзии, хотя и вызывает чувство грусти.
Василий Кандинский так говорил об этом цвете: «Абсолютно-зеленое есть покойная краска среди всех других, никуда она не движется и не имеет призвука радости, ни печали, ни страсти. Она ничего не хочет, никуда не зовет. Это постоянное отсутствие движения - благотворно действие на утомленных людей и их души, но после известного отдохновения может и прискучить…Пассивность, есть самое характерное свойство зеленого…»

Тот же красный, по мнению Кандинского заключает «движение в себе», а его противоположность – зеленый - это «отсутствие движения», но «потенциальная его возможность». Желтый – «центробежное движение» (ассоциация с солнцем), это цвет, который движется НА зрителя (приближает предметы), его противоположность – синий - «центростремительное движение»; это цвет движется ОТ зрителя (т.е. удаляет предметы и объекты).

Итак, мы говорим о сознательном, желательном, хотя и не обязательном ограничение при выборе. Конечно, и здесь есть свои исключения. Цвета в пейзаже может быть много :), но тогда он должен быть максимально уравновешен.

Цвет в пейзаже. Когда цвет используется как масса, он может быть усилен и подчеркнут посредством "перемещений". Как это сделать? Связать, уравновесить разрозненные колористические массы можно при помощи согласованных направлений или параллелей. Так можно связать между собой самые разные цветовые группы.
Когда цвет используется как масса, он может быть усилен посредством так называемых "перемещений".

Рассмотрим такое «перемещение на примере пары «красный /зеленый». Красный и зелёный цвет (как и все дополнительные цвета) образуют колористические массы, которые могут быть внедрены одна в другую для усиления и подчеркивания друг друга, и если часть красного перемещается на зелёный, то и часть зелёного должна войти в красное. Главное, чтобы эти перемещения масс и пятен не разрушали ни друг друга, ни основного замысла. Кроме масс растений, песок для переднего плана, цвет фона тоже создают цветовые массы и пятна. Такой новый, второй по значимости цвет в конкретном пейзаже, если он собран в пятно начинает работать активнее, а может и стать «главным героем». Отнестись к нему нужно подобающе – обеспечить поддержку во-первых дополнительных цветов, и во-вторых - ритмично повторенных более мелких пятен того же цвета. (напомню, дополнительные цвета, это цвета, расположенные на противоположных концах колористического круга зеленый-красный, синий-желтый , фиолетовый-оранжевый.)
Песок для переднего плана, цвет фона тоже создают цветовые массы и пятна. Цвет грунта и камней гармоничны. Цвет объединяет пейзаж.

Еще один «элемент» нашей Палитры – масштаб. Для создания гармоничной подводной композиции в растительном аквариуме важно соблюдение масштаба и пропорциональности. Это касается и выбора растений, элементов хард-скейпа и подбора рыб. Рыбы – это важный, подвижный цветовой акцент. Если этот акцент имеет размеры, соотносимые с основными цветовыми пятнами (шапки растений, коряги, камни) – такие рыбы будут разрушать композицию. Крупные (более 8-ми) сантиметров, рыбы удачно смотрятся только в аквариумах V более 300 литров. Для аквариумов меньших объемов нужно подбирать более мелких рыб.

Завершая разговор, я бы хотела подчеркнуть одну важную, по-моему мнению, вещь. Не стоит забывать, что настоящий Aquascap или аквапейзаж – это живой объект, несомненно имеющий художественную ценность, созданный и поддерживаемый человеком, но главная-то хитрость в том, что автор этого живого пейзажа находится как бы на втором плане, его эго не давлеет над творением, - главное действующее лицо здесь есть и будет Природа - растения, рыбы, креветки, мхи.... Используя наработанный опыт и приемы, которые человечество накопило относительно живописных систем, акваскейпер может и должен совместить живопись и эти живые краски и создать живописный и, самое главное, гармоничный подводный пейзаж. А уж как этот пейзаж работает в жилище человека - мы знаем. Оторваться от созерцания потрясающего живого, светящегося и излучающего гармонию и красоту объекта, просто невозможно.

Автор: Наталья Романович
Источник: nataboa.blogspot.com