Почему нельзя верить продавцам аквариумных рыбок
Как купить здоровых аквариумных рыбок?
К сожалению, коммерческая целесообразность практически всегда берет верх над всем остальным, над репутацией, над человечностью и даже над здравым смыслом. Так происходит во многих областях бизнеса, а в таких узких и сложных как аквариумистика (где человек без самостоятельных изысканий просто не может определить уровень качества товара и его применимости) это проявляется ещё более явно.
Не так давно в кулуарах мне задали вопрос, «Зачем они (продавцы) сознательно вредят покупателю, втюхивая ему рыб именно в день покупки аквариума?» И ведь это далеко не единственный вопрос, который можно задать. Таких вопросов к продавцам аквариумных отделов зоомагазинов или птичьих рынков — множество:
«Почему они продают больных рыб, вместо того чтобы вылечить перед продажей?»
«Почему сухопутные растения продают под видом аквариумных?»
«Почему продают рыбу, которая вырастает больше аквариума?»
«Почему втюхивают не нужную химию?»
«Почему советуют неподходящие или плохие корма?» И т.д. и т.п.
Ответ на все эти почему — один, потому что продавцу надо продать как можно больше, и вопросы человечности уходят на второй план. Все ли так наплевательски относятся к клиентам? Конечно нет, но многие, точнее подавляющее большинство.
Вы спросите, но как же так, ведь: «это неправильно, в т.ч. с точки зрения долгосрочной перспективы продаж. Человеку впаривают рыбу, она дохнет, впаривают лекарства, потом еще рыбу, потом лекарства. А дальше два варианта — либо человек учится на ошибках и понимает, что продавец некомпетентый и не приходит больше в этот магазин (и другим не советует), либо не учится и думает «фигня эта Ваша аквариумистика», сливает аквариум и тоже не приходит. Т. е. в интересах продавца сделать так, чтобы человека затянуло и он регулярно приходил за покупками. Даже если со временем ему не нужна будет консультация — уровень лояльности к магазину останется высокой. В итоге успешный аквариумист денег может принести намного больше, чем новичок, у которого был печальный опыт со сдохшими рыбами, впаренными ему продавцом ради сиюминутной выгоды.»
К сожалению, всё совсем не так, всё гораздо проще:
1. Долгосрочная перспектива продаж мало кому интересна. Сиюминутная выгода намного важнее. Почему? Да потому что 99% покупателей покупают всё для аквариума всего один раз в жизни. И далее лишь меняют живность.
2. Остальной 1% постепенно учится покупкам и в дорогой локальный магазин он уже не пойдет, он купит в интернете, или воообще на Али.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что продать всё сразу гораздо выгоднее, чем думать о перспективе.
Очень часто причиной некорректных продаж (советов при продаже) является ещё более банальная причина — чрезвычайно низкая квалификации продавцов зоомагазинов. Зачастую эти люди вообще не знакомы с аквариумистикой. Или знакомы настолько поверхностно и дают настолько идиотские советы, что лучше бы были немыми.
Рассмотрим стандартный вариант похода в зоомагазин за первым аквариумом. Вы приходите в магазин, хотите всё и сразу. Вы выбираете аквариум, вам подбирают оборудование, причем исходят не из реального качества, а из наличия на складе и цены (выгоднее продать то, что подороже, даже если товар откровенно плох), продают корма (несколько банок да побольше), предлагают множество бесполезных бутылочек с химией (но вы же доверяете продавцу, значит вся эта дорогущая фигня обязательна).
Ну и в конце концов вы тыкаете пальчиком в рыб, которых хотите купить. Как считаете, многие из таких покупателей спросят, можно ли этих рыб сажать вместе и в такой объем? В лучшем случае 1 из 50. Почему в таком случае продавец должен отказывать вам в удовольствии?
В результате посещения аквариумного зоомагазина, вы, полностью удовлетворенные, приносите всё это домой, заливаете, запускаете. А через день мутнеет вода в аквариуме, рыбы дохнут. Что сделает большинство? Правильно, попрется в тот же самый магазин. Почему? Потому что большинство людей подумает, что это их вина и была совершена какая-то критическая ошибка в процессе запуска. В магазине понимающе покачают головой и продадут ещё 2-3 волшебных пузырька и новых рыб. По итогу, выживет сильнейшая рыба или вы сольете аквариум, т.к. подумаете, что это слишком сложно.
Выше я описал наитипичнейшую схему поведения. По долгу службы я очень часто общаюсь с такими людьми. Сначала они всецело доверяют продавцам и считают, что они сами виноваты. И очень сложно их убедить, в том, что не стоит верить магазинам. Многие меняют магазин, думая, что в другом будет лучше. И лишь единицы делают правильные выводы — открывают интернет (или книги) и начинают читать. К сожалению, с этим сложно что либо сделать. Так устроены люди. Мне часто задают вопрос «Неужели на форумах специалисты, а в магазинах несведующие продавцы?» Да! Обычно именно так.
Давайте размышлять логически. У кого есть больший интерес вас обмануть?
В чем заинтересован продавец? Это мы уже выяснили — он хочет продать. Причем как можно больше. Т.е. налицо финансовая заинтересованность, которая не связана с благополучием вашего аквариума. По сути наоборот, магазин наваривается на ваших проблемах. Умерли рыбки — продаст новых. Вы выяснили, что купили плохой фильтр — купите другой, подороже и получше и так далее. Интерес продавца очевиден.
В чем заинтересован качественный интернет ресурс? В том, чтобы аквариумистика надолго стала вашим хобби, чтобы ваши рыбки жили в хороших условиях и не болели. Отвечающие вам не заинтересованы финансово, они пекутся о благополучии вашего аквариума и не хотят, чтобы вы бросили это хобби.
Кому доверять — выбирать только вам!
Волков Роман aka Roman